Решение задач из ЦТ по физике за 2013 г.
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте https://vk.com/minskstudent
Оставляйте вопросы и комментарии внизу под статьей
Вариант 1
Часть В
Задача В1. Тело, которое падало без начальной скорости с некоторой высоты, за последние три секунды движения прошло путь s = 105 м.. Высота h, с которой тело упало, равна … м.
Решение.
Данная задача является типовой задачей на прямолинейное равноускоренное движение в поле тяжести Земли. Для решения такого вида задач необходимо уметь составлять уравнение равноускоренного движения и четко знать смысл каждого параметра в этом уравнении.
Для составления уравнения движения тела введем систему координат, начало которой свяжем с поверхностью Земли, а ось Oy направим вертикально вверх (см. рис.).
При таком выборе системы координат начальная высота h имеет смысл начальной координаты тела.
Так как начальная скорость тела равна нулю, то уравнение движения тела вдоль оси Oy имеет вид:
. (1)
Пусть t - время падения тела. Это значит, что при подстановке t в уравнение движения координата y должна принять значение 0:
. (2)
Рассмотрим положение тела на расстоянии s от поверхности Земли (этому положению соответствует координата s). Если t - время падения, то в точке с координатой s тело будет в момент времени t - 3, так как по условию задачи именно за последние три секунды падения тело проходит путь s. Значит, если в уравнение (1) подставить момент времени t - 3, то координата y примет значение s:
. (3)
Далее, решение задачи сводится к решению системы уравнений (2) и (3):
.
Неизвестными в этой системе уравнений являются t и h. Все остальные величины известны.
Заметим, что основой для составления полученной системы уравнений является уравнение движения (1). Уравнения (2) и (3) соответствуют различным моментам времени одного и того же процесса, падения тела с высоты h, и получаются из уравнения (1) на основании условия задачи.
Решим полученную систему уравнений:
Решаем второе уравнение системы:
Тогда из первого уравнения системы получаем:
.
Ответ: 125
Задача В2. На покоящуюся материальную точку О начинают действовать две силы и (см. рис.), причем модуль первой силы . Материальная точка останется в состоянии покоя, если к ней приложить третью силу, модуль которой , равен … Н.
Решение.
Запишем уравнение второго закона Ньютона для точки, на которую действуют три силы:
.
Так как точка должна остаться в покое, то , поэтому
.
Сложим векторы и , используя правило параллелограмма. Сумму обозначим через .
Тогда уравнение второго закона Ньютона примет вид:
Таким образом, модуль силы должен быть равен модулю равнодействующей сил и , а направлена эта сила должна быть противоположно равнодействующей.
Как видно из рисунка, длина вектора равна трем клеткам. То есть , так как длина равна двум клеткам. Таким образом, .
Значит и
Ответ: 9
Задача В3. Цилиндр плавает в керосине в вертикальном положении (см. рис.). Если масса цилиндра m = 16 кг, то объем V цилиндра равен … .
Решение.
Изобразим все силы действующие, на цилиндр. Это сила тяжести и выталкивающая сила Архимеда . Под действием этих сил цилиндр находится в равновесии, поэтому на основании второго закона Ньютона можем записать:
Выберем ось системы координат, как показано на рисунке и спроектируем записанное векторное уравнение на ось этой системы:
.
Модуль силы Архимеда зависит от объема погруженной в керосин части цилиндра и равен:
, где - объем погруженной части цилиндра.
Тогда
Из рисунка видно, что объем цилиндра больше объема его погруженной части в 5/4 раз, так как по высоте весь цилиндр занимает 5 клеток, а погруженная часть 4 клетки.
Тогда объем цилиндра:
Ответ: 25.
Задача В4. Два маленьких шарика массами и подвешены на невесомых нерастяжимых нитях одинаковой длины l так, что поверхности шариков соприкасаются. Первый шарик сначала отклонили таким образом, что нить составила с вертикалью угол , а затем отпустили без начальной скорости. Если после неупругого столкновения шарики стали двигаться как единое целое и максимальная высота, на которую они поднялись, , то длина l нити равна … см.
Решение.
Решать данную задачу будем, используя законы сохранения энергии и импульса. При использовании этих законов всегда нужно помнить о том, что законы сохранения связывают начальное и конечное состояния системы, поэтому при использовании законов сохранения нужно всегда четко представлять, какие именно состояния системы мы связываем.
В данной системе, состоящей из двух шариков, можно выделить 4 ключевых состояния:
1. Шарик массой поднят на некоторую высоту h относительно своего начального положения, нить при этом отклоняется на некоторый угол . Скорость обоих шариков равна нулю.
2. Шарик перед столкновением с шариком . При этом шарик имеет некоторую скорость , а шарик еще покоится.
3. Шарики после столкновения. Оба шарика сразу после столкновения движутся как одно целое с некоторой начальной скоростью , одинаковой для обоих шариков.
4. Шарики отклонились на максимальную высоту .
Каждое из этих состояний связано с последующим законами сохранения, однако, в каждом случае нужно четко представлять, какой закон сохранения работает и почему.
Итак, движение системы из состояния 1 в состояние 2 происходит под действием силы тяжести, которая является потенциальной, и под действием силы натяжения нити, которая направлена перпендикулярно траектории движения шарика и поэтому работы не совершает. Значит, для системы при переходе из состояния 1 в состояние 2 выполняется закон сохранения энергии. Закон сохранения импульса в этом случае не выполняется, так как на тела системы действуют нескомпенсированные внешние силы.
Полная энергия системы в состоянии 1 равна потенциальной энергии шарика 1:
Полная энергия системы в состоянии 2 равна кинетической энергии шарика 1:
.
На основании закона сохранения энергии:
Начальная высота h, как видно из рисунка, равна:
.
Тогда скорость первого шарика перед столкновением со вторым равна:
.
Далее, при переходе системы из состояния 2 в состояние 3 на тела системы действуют внешние силы: сила тяжести и силы натяжения нитей и внутренние силы реакции, возникающие между шариками при их столкновении. Силы тяжести и натяжения нитей, однако, направлены вертикально, а внутренние силы направлены горизонтально. Таким образом, движение вдоль горизонтального направления в процессе столкновения происходит лишь под действием внутренних сил, а значит, на горизонтальное направление выполняется закон сохранения импульса.
Закон сохранения механической энергии в процессе неупругого столкновения не выполняется, так как часть механической энергии переходит в тепло.
Импульс системы в состоянии 2 равен импульсу шарика 1:
Импульс системы в состоянии 3 равен импульсу двух шариков, которые движутся как одно целое со скоростью u:
.
На основании закона сохранения импульса:
Наконец, при переходе из состояния 3 в состояние 4 выполняется закон сохранения механической энергии:
В полученное уравнение подставляем выражение для u:
Подставляем численные значения:
Ответ: 27.
Задача В5. В сосуде вместимостью V = 5.0 л находится идеальный одноатомный газ. Если суммарная кинетическая энергия всех молекул газа , то давление p газа на стенки сосуда равно … кПа.
Решение.
Суммарная кинетическая энергия молекул идеального одноатомного газа есть не что иное, как его внутренняя энергия:
.
С другой стороны, на основании уравнения Менделеева-Клапейрона
.
Тогда
Отсюда давление газа:
Ответ: 80.
Задача В6. Микроволновая печь потребляет электрическую мощность . Если коэффициент полезного действия печи , то вода массой нагреется от температуры до температуры за промежуток времени , равный … с.
Решение.
При решении задач на коэффициент полезного действия у школьников часто возникает следующий вопрос: как определить, что является полезной работой, а что затраченной? Каждая конкретная задача имеет свой ответ на этот вопрос
В нашем случае при нагреве воды в микроволной печи часть подводимой к печи энергии теряется на нагрев проводов, излучения и т.п. Оставшаяся часть идет на нагрев воды. В итоге, механизм энергозатрат в микроволновой печи можно представить так, как показано на рисунке: печь потребляет из сети некоторую энергию , часть из которой идет на нагрев воды. - это затраченная энергия, - полезная энергия.
Коэффициент полезного действия, таким образом, в нашем случае равен:
.
Определим энергию, необходимую для нагрева воды от температуры до температуры :
.
Тогда энергия, потребляемая печью:
.
Если P - это потребляемая печью мощность, а - промежуток времени, за который печь потребит количество теплоты , то
Подставляем численные значения, не забывая о переводе значений физических величин к единицам системы СИ:
Ответ: 63.
Задача В7. Идеальный одноатомный газ, количество вещества которого , при изобарном охлаждении отдал количество теплоты . Если при этом объем газа уменьшился в , то начальная температура газа равна … .
Решение.
Запишем для газа уравнение первого начала термодинамики:
Так как по условию задачи газ отдает количество теплоты , то в записанном уравнении .
Если начальная температура газа , а конечная , то изменение его внутренней энергии:
Пусть и - объемы газа в начале и в конце процесса. Тогда
.
Уравнение первого начала термодинамики принимает вид:
.
Здесь - давление газа, которое остается постоянным, так как процесс изобарный.
На основании условия задачи можем записать:
.
Кроме того, в соответствии с законом Гей-Люссака:
.
Тогда уравнение первого начала термодинамики примет следующий вид:
На основании уравнения Менделеева-Клапейрона имеем:
.
Тогда
Подставляем численные значения:
.
Ответ: 57.
Задача В8. .На горизонтальной поверхности Земли стоит человек, возле ног которого лежит маленькое плоское зеркало. Глаза человека находятся на уровне H = 1.73 м от поверхности Земли. Если угол падения солнечных лучей на горизонтальную поверхность , то человек увидит отражение Солнца в зеркале, когда он отойдет от зеркала на расстояние l, равное … дм.
Решение.
Пусть зеркало расположено в точке А. Глаза человека находятся над точкой А на высоте H в некоторой точке В.
Луч Солнца попадает в точку А под углом , как изображено на рисунке. Отражение луча от зеркала происходит под таким же углом (угол падения равен углу отражения). Для того, чтобы увидеть в зеркале отражение солнца человек должен отойти от точки А таким образом, чтобы его глаза оказались в точке С.
Расстояние BС и есть искомое расстояние l.
Из прямоугольного треугольника ABC находим:
.
Обратите внимание, что ответ необходимо записать именно в дм.
Ответ: 30.
Задача В9. Пять одинаковых ламп, соединенных последовательно, подключили к источнику постоянного тока с ЭДС E = 110 B и внутренним сопротивлением r = 2.0 Ом. Если сопротивление одной лампы , то напряжение на каждой лампе равно … В.
Решение.
Общее сопротивление последовательно соединенных ламп:
.
Сила тока в последовательно соединенных элементах одинакова. Находим ее с помощью закона Ома для полной цепи:
Зная ток в участке цепи и его сопротивление, можно найти напряжение на участке, используя закон Ома для участка цепи. Так как сопротивления всех ламп одинаковы и силы тока в лампах также равны, то и напряжения на всех лампах будут одинаковы и равны
Ответ: 20.
Задача В10. В однородном магнитном поле, модуль магнитной индукции которого B = 0.20 Тл, на двух невесомых нерастяжимых нитях подвешен в горизонтальном положении прямой проводник (см. рис.). Линии индукции магнитного поля горизонтальны и перпендикулярны проводнику. После того как по проводнику пошел ток I = 5.0 A, модуль силы натяжения каждой нити увеличился в три раза. Если длина проводника l = 0.60 м, то его масса m равна … г.
Решение.
Пусть m - масса проводника.
Определим силы натяжения нитей до включения тока. Для этого изобразим на чертеже все силы, действующие на проводник. Это сила тяжести и силы натяжения нитей . Силы натяжения обеих нитей предполагаем равными, поскольку нити расположены симметрично относительно центра проводника.
Уравнение равновесия проводника в проекциях на вертикальную ось имеет вид:
.
После включения тока, на проводник, кроме указанных сил, начинает действовать сила Ампера , направление которой определяем по правилу левой руки. Эта сила направлена вертикально вниз. Запишем уравнение второго закона Ньютона после включения тока:
Модуль силы Ампера равен:
.
Тогда
.
Так как после включения тока модуль силы натяжения нити увеличился в 3 раза, то
Ответ: 30.
Задача В11. К источнику переменного тока, напряжение на клеммах которого изменяется по гармоническому закону, подключена электрическая плитка, потребляющая мощность P = 410 Вт. Если действующее значение напряжения на плитке , то амплитудное значение силы тока в цепи равно … А.
Решение.
Тепловую мощность, выделяемую на сопротивлении в цепи переменного тока, можно определить, перемножив действующие значения тока и напряжения на элементе:
.
Отсюда действующее значение силы тока:
.
Амплитудное значение силы тока в раз больше действующего:
.
Ответ: 20.
Задача В12. Маленькая заряженная бусинка массой m = 1.5 г может свободно скользить по оси, проходящей через центр тонкого незакрепленного кольца перпендикулярно его плоскости. По кольцу, масса которого M = 4.5 г и радиус R = 40 см, равномерно распределен заряд Q = 3.0 мкКл. В начальный момент времени кольцо покоилось, а бусинке, находящейся на большом расстоянии от кольца, сообщили скорость, модуль которой . Максимальный заряд бусинки , при котором она сможет пролететь сквозь кольцо, равен … нКл.
Решение.
Попытаемся представить, что будет происходить с системой с течением времени. Так как кольцо и бусинка заряжены одноименно, то между ними действует кулоновская сила отталкивания. Таким образом, приближаясь к кольцу, бусинка замедляется. В то же время, кольцо, наоборот, приобретает некоторую скорость, так как оно не закреплено и имеет конечную массу.
В итоге кольцо как бы начинает убегать от бусинки: скорость кольца нарастает, а скорость бусинки падает. В какой-то момент времени эти скорости сравняются. Если это произойдет до того, как бусинка достигнет центра кольца, то в следующее мгновение скорость кольца еще больше увеличится, а скорость бусинки еще больше уменьшится и до центра кольца бусинка уже не доберется. Значит, бусинка сможет пройти через кольцо лишь в том случае, если ее скорость в центре кольца будет больше, чем скорость самого кольца.
Очевидно, что чем больше заряд бусинки, тем сильнее будет сила отталкивания между кольцом и бусинкой, а значит, при некотором максимальном заряде бусинки она долетит до центра кольца и именно в этот момент скорости кольца и бусинки будут равны, т.е. бусинка не пролетит сквозь кольцо.
Именно условие равенства скоростей кольца и бусинки в момент достижения последней центра кольца и является математическим условием того, что бусинка не пролетит через кольцо.
Детально рассчитывать процесс движения кольца и бусинки, используя второй закон Ньютона весьма затруднительно, так как кулоновская сила отталкивания в данном случае будет изменяться с изменением расстояния между бусинкой и кольцом.
В таких случаях на выручку, как всегда, приходят законы сохранения импульса и энергии, которые в нашем случае выполняются, так движение системы происходит только под действием кулоновской силы.
В начальный момент времени бусинка обладает импульсом:
и кинетической энергией:
.
Далее рассмотрим момент времени, когда бусинка достигает центра кольца. Пусть в этот момент скорость бусинки равна v, а скорость кольца V.
Импульс системы равен:
.
Энергия системы складывается из кинетической энергии бусинки и кольца:
и потенциальной энергии взаимодействия кольца и бусинки.
Для расчета потенциальной энергии такого взаимодействия разобьем кольцо на большое множество небольших зарядов, каждый из которых можно считать точечным. На рисунке изображены 3 таких заряда. Пусть эти заряды равны .
Энергия взаимодействия бусинки с зарядом равна:
, с зарядом - и т.д.
Значит, для того, чтобы найти полную потенциальную энергия взаимодействия бусинки и кольца нужно сложить все полученные энергии:
.
Сумма зарядов в скобках, очевидно, равна суммарному заряду кольца, т.е. , поэтому:
.
Таким образом, в момент, когда бусинка окажется в центре кольца, полная механическая энергия системы станет равной:
.
На основании закона сохранения импульса
.
На основании закона сохранения энергии:
.
Решим полученную систему уравнений, используя условие равенства скоростей кольца и бусинки: :
.
Из полученного уравнения находим :
Подставляем численные значения:
.
Ответ: 48.
- Как выучить английский с помощью ток-шоу?6 советов, которые помогут вам извлечь максимум пользы из ток-шоуКак выучить английский с помощью ток-шоу?
- 5 опасных заданий на ЦТ по химииЕсли вы готовитесь к ЦТ по химии, то знаете, как много теории нужно запомнить, чтобы понять решение задач.5 опасных заданий на ЦТ по химии