Продавец Образовательный центр Седьмая Грань развивает свой бизнес на Deal.by 10 лет.
Знак PRO означает, что продавец пользуется одним из платных пакетов услуг Deal.by с расширенными функциональными возможностями.
Сравнить возможности действующих пакетов
Начать продавать на Deal.by
Корзина
70 отзывов
Подготовка к ЦТ и ЦЭ 2024. Пробное занятие бесплатно!Подробнее
Образовательный центр "Седьмая Грань"
+375 (44) 711-23-50
+375 (29) 711-23-50

Решение ЦТ 2015 русский язык

Решение ЦТ 2015 русский язык

После некоторых заданий в скобках указаны пояснения и комментарии к заданию (относятся к решению, в тексте ЦТ отсутствовали)

Часть А

А1. Пишется А на месте всех пропусков в словах: в этом задании собраны все варианты написания корней (проверяемые, словарные, чередующиеся).

1) выр_щенный;

2) оз_рить;

3) к_нтинент;

4) заб_влять;

5) обн_влённый.

Правильные ответы:

1-      вырАщенный ― перед СТ в чередующемся корне РАС пишем А,

2-      пишем А в чередующемся корне ЗАР в безударном положении,

4- забАвлять ― проверяем забАва.

А 2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах (задание построено на  правилах правописания проверяемых корней, словарных слов, чередующихся корней, приставок пре\при):

1) щ_бетание,  уб_ру на кухне ;

2) пр_восходный , беспр_пятственно;

3) ж_мчужина, пр_брежный;

 4) увл_каться,  зам_рать от счастья;

5) с_нтиментальный, сост_зание.

Правильные ответы:

 1 ―  щЕбетание,  убЕру на кухне ― корень с чередованием бер\бир, есть после корня суффикс А, значит, пишем в корне е;

2 – превосходный ― пишем приставку прЕ, т.к. она равна по значению слову очень; беспрЕпятственно ― пишем приставку прЕ, т.к. она равна по значению приставке ПЕРЕ- ( препятствие ― его надо ПЕРЕйти, ПЕРЕступить).

Жемчужина ― проверяем словом жЕмчуг;  прибрежный ― приставка ПРИ в значении " расположение вблизи", прибрежный ― возле берега;  увлекаться ― проверяем словом увлЕчься;  замирать от счастья ― в чередующемся корне МИР пишем И, т.к. после корня есть суффикс А; сЕнтиментальный, состЯзание ― словарные слова.

А3. Двойные согласные есть в словах:

1)диску(с/сс)ия;

2) ра(сс/с)писать;

3) о(т/тт)аять;

4) при(мм/м)итивный;

5) дива(н/нн)ый.

Правильные ответы:

1)дискуССия ― словарное слово;

3) оТТаять- удвоение, т.к. приставка ОТ присоединиласьк слову ТАЯТЬ;

5) диваННый ― прилагательное образовалось от существительного диван с помощью суффикса Н.

Расписать ― приставка РАС присоединилась к слову ПИСАТЬ, значит, удвоения быть не может; примитивный ― словарное слово.

А4. Пишется О на месте пропуска в словах (используем правило правописания О\Е после шипящих):

1) щ_лкать орехи;

2) запеч_м;

3) со скрипач_м;

4) прож_рливый;

5) держать в еж_вых рукавицах.

Правильные ответы:

 3) со скрипачОм ― в окончании под ударением пишем О;

4) прожОрливый ― исключение, в корне пишем О;

5) держать в ежОвых рукавицах ― в суффиксе под ударением пишется О.

ЩЁлкать орехи ― слово не является исключением, в корне под ударением пишем Ё;

запечЁм ― глагол, пишем Ё.

А5. Укажите ряды, в которых на месте двух пропусков пишется одна и та же буква (правописание мягкого знака после шипящих, разделительных твёрдого и мягкого знаков, ЦИ\ЦЫ, переход И в Ы после приставок на согласный):

1) меж_языковой, фел_етон;

2) он смуглолиц_й, иниц_атор;

3) без_скусный, меж_здательский;

4) с_грать, пред_дущий;

5) ударить наотмаш_,  обжеч_ся.

Правильные ответы:

 4) сыграть, предыдущий ― после русских приставок на согласный ( кроме МЕЖ, СВЕРХ) И переходит в Ы;

5) ударить наотмашЬ ― в наречиях после шипящих пишем Ь, кроме слов-исключений УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ, обжечЬся ― в начальной форме глагола после шипящих пишется Ь (что сделать?).

Межъязыковой ― пишем твёрдый знак после приставки МЕЖ, которая заканчивается на согласный перед буквой Я,  фельетон ― в корне слова после согласной перед Е пишем мягкий знак;  он смуглолицЫй ― в окончании после Ц пишем Ы, иницИатор ― в корне слова после Ц пишем И, кроме слов -исключений цыган, цыпленок, цыкнуть, на цыпочках, цыц;  безЫскусный ― после русской приставки на согласный (кроме приставок МЕЖ и СВЕРХ) И переходит в Ы, межИздательский ― после приставки МЕЖ И в Ы не переходит.

А6. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах (правописание окончаний и суффиксов существительных и прилагательных):

1) упрекать в слабоволи_, ландыш_вый;

2) на голубеющ_м небосвод_;

3) в этой речк_;  овраж_к;

4) минувш_м днём,  пугов_чка;

5) из-за робост_ , этот добровол_ц .

Правильные ответы :

2) на голубеющЕм небосводЕ – окончание причастия проверяем по вопросу на небосводе (каком?), после мягкого согласного Щ  О в окончании меняем на Е; небосвод – сущ-е 2 склонения, склоняетсятак же, как слово СТОЛ, то есть на столЕ. Аналогично пишем на небосводЕ;

3) в этой речкЕ – сущ-е 1 склонения, склоняем аналогично слову ЗЕМЛЯ, в землЕ. Значит, в речкЕ;    овражЕк – правило написания суффиксов ЕК/ИК основано на принципе беглой гласной. Если при склонении слова гласная «убегает», значит , пишем Е, остаётся – пишем И. Нет овраЖКа – пишем Е.

Упрекать в слабоволиИ – существительные, в именительном падеже заканчивающиеся на –ИЙ, -ИЯ, -ИЕ , в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание –И,    ландышЕвый – суффикс –ЕВ в безударном положении после шипящей; минувшИм днём – окончание причастий и прилагательных проверяем вопросом от существительного: днём (какИМ?) минувшИМ,   пуговИчка – если необходимо проверить написание ИЧК/ЕЧК, надо посмотреть, есть ли промежуточное слово с суффиксом –ИЦ- : пуговичка от пуговИЦа, значит, пишем И. Если такого промежуточного слова нет, пишется сочетание ЕЧК; из-за робостИ – сущ-е 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание И; этот доброволЕц – суффикс ЕЦ пишется в существительных мужского рода.

А7. Пишется Е на месте пропуска в словах (правописание суффиксов причастий, окончаний глаголов):

1)      возгора_мый;

2)      изъезж_нная колея;

3)      он удерж_т;

4)      подкле_вший;

5)      ты рассерд_шься .

Правильные ответы:

1)      возгораЕмый – пропуск в суффиксе причастия ЕМ/ИМ. Определяем глагол, от которого образовалось причастие – возгорАТЬ. В инфинитиве заканчивается на –АТЬ, не относится к исключениям (гнать, держать, дышать, слышать), значит, глагол 1 спряжения. Суффикс –ЕМ- пишется в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения, суффикс -ИМ – в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения.

2)      ИзъезжЕнная колея – буквы А/Я появляются перед НН в причастиях, образованных от инфинитива на – АТЬ/-ЯТЬ. В остальных случаях перед НН пишется Е. Изъезженная от изъездИТЬ.  Пишем Е.

Он удержИт – начальная форма этого глагола удержАТЬ. Заканчивается на – АТЬ, относится к 4 глаголам-исключениям второго спряжения (держать + приставка У-). Глаголы 2 спряжения в личных окончаниях пишутся с буквой И.

подклеИвший – гласную перед суффиксом ВШ определяем по инфинитиву глаголоа, от которого образовалось причастие. Подклеивший от подклеИТЬ. Перед ВШ пишется та же гласная, что и перед ТЬ в инфинитиве.

Ты рассердИшься – начальная форма глагола – рассердиться- заканчивается на –ИТЬ . Все глаголы на –ИТЬ, кроме брить, стелить, зыбиться, зиждиться, относятся ко 2 спряжению.  Значит, это глагол 2 спряжения. В окончании пишем И.

А8. Пишется НЕ раздельно во всех случаях ряда:

1)      (не)отличающийся качеством, (не)слушая учителя ;

2)      (не)опасное, но неприятное заболевание, мыслить (не)зависимо;

3)      это (не)почтительность, а лесть; нарциссы (не)высажены;

4)      крайне (не)убедительный довод, (не)оглядываться;

5)      весьма (не)простая задача, (не)раздражающий свет.

Правильные ответы:

1)      Не отличающийся ( чем?) качеством  ― причастие имеет зависимое слово ,

не слушая учителя  ― не с деепричастиями пишем раздельно;

3)      это не почтительность, а лесть – противопоставление антонимов с союзом А даёт раздельное написание, нарциссы не высажены – краткое причастие с НЕ пишется раздельно.

 

Неопасное, но неприятное заболевание ― прилагательное с НЕ можно заменить синонимом – простое. Наличие противопоставления с союзом НО на правописание не влияет, так как учитывается только противопоставление через союз  А.

Мыслить независимо – наречие на –О можно заменить синонимом «самостоятельно».

 

Крайне неубедительный довод – наличие рядом с прилагательным наречия степени – крайне ( насколько?)- даёт слитное написание,

не оглядываться – НЕ с глаголами пишем раздельно.

Весьма непростая задача ― наличие рядом с прилагательным наречия степени – весьма (насколько?)- даёт слитное написание,

нераздражающий свет – причастие в полной форме, у которого нет зависимых слов и противопоставления с союзом А.

 

А9.  Укажите номера пропусков, где пишется НИ:

    Кто побывал на Красной площади, 1)н_ может 2)н_ отметить её неповторимую красоту, своеборазие. Для москвичей красивее и дороже этого места 3)н_ было и нет 4)н_чего, для них это символ Родины. И как бы 5)н_ расширялся город, Красная площадь навсегда останется главным местом столицы.

Правильные ответы: 4, 5.

Кто побывал на Красной площади в Москве, НЕ может НЕ отметить (то есть обязательно отметит – двойное отрицание при глаголе-сказуемом со значением утверждения) её неповторимую красоту, своеобразие. Для москвичей красивее и дороже этого места НЕ было (прямое отрицание, то есть при изъятии частицы НЕ предложение принимает противоположный смысл) и нет НИчего (ударение в отрицательном местоимении не падает на приставку), для них это символ Родины. И как бы НИ расширялся город, Красная площадь навсегда останется главным местом столицы (сложноподчинённое предложение с придаточной уступительной частью – ХОТЯ И БУДЕТ РАСШИРЯТЬСЯ ГОРОД, НО Красная площадь навсегда останется главным местом столицы. Пишем НИ).

А10. Через дефис пишутся слова:

1) (био)сфера;

2) (буржуазно)помещичий;

3) гулять (по)вечернему саду;

4) (горно)лыжный;

5) (пол)апельсина.

Правильные ответы:

1) биосфера ― интернациональные корни типа био, гео, мото, вело, фото, графо, гидро и т.п. пишутся слитно;  4) горнолыжный ― сложное прилагательное пишем слитно, так как оно образовано от словосочетания горные лыжи.

Буржуазно-помещичий ― сложное прилагательное пишем через дефис, если оно образовано от двух слов, между которыми можно поставить И: буржуазный и помещичий.

Гулять по вечернему саду ― предлог пишем раздельно c существительным ПО САДУ, слово ВЕЧЕРНИМ в этом случае легко можно убрать;

Пол-апельсина ― пишем через дефис корень ПОЛ-, так как второй корень начинается на гласную букву.

А11. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях (правописание наречий, предлогов, частиц, союзов):

1) Она танцевала так(же) лёгко и грациозно, как и десять лет назад.

2) Организм ослаблен (в)следствие перенесенной болезни.

3) Дорога то взлетала (в)высь, то опускалась овраг.

4) Что(бы)  там ни говорили, а вопрос надо решать, и немедленно.

5) (В)виду опасности разрушения стены работу прекратили.

Правильные ответы

1) Она танцевала так же лёгком грациозно, как и десять лет назад. ― Пишем ЖЕ раздельно, так как частицу можно опустить, кроме того, в предложении дальше есть продолжение КАК И.

 4) Что бы там ни говорили, а вопрос надо решать, и немедленно.- Частица БЫ пишется раздельно, потому что её можно опустить или переместить вдругеместов предложении: Что там поговорили БЫ, а вопрос надо решать.

Организм ослаблен вследствие перенесенной болезни. ― Вследствие равно по значению предлогу из-за, поэтому пишется слитно.

 Дорога то взлетала ВВЫСЬ, то опускалась овраг. ― Пишем слитно, потому что слово является наречием, от слова невозможно задать вопрос к другому слову.

ВВИДУ опасности разрушения стены работу прекратили.- Предлог ВВИДУ можно заменить предлогом ИЗ-ЗА, поэтому пишем слитно: Из-за  опасности разрушения стены работу прекратили.

А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях (тире между подлежащим сказуемым, обобщающее слово при однородных членах предложения):

1) Ни брат, ни сестра, ни отец _  никто из семьи не навесил меня в лагере.

2) Памятник_ это узелок истории, знак взлетов и падений человека и человечества.

3) Дитя_ словно тесто: каким замесили, таким оно и будет.

4) Достижение высших потребностей _есть цель человека.

5) Удел учителя _трудиться годы и годы, чтобы увидеть плоды своего труда в характере повзрослевшего ученика.

Правильные ответы:

1) Ни брат, ни сестра, ни отец ― никто из семьи не навесил меня в лагере. ― Обобщающее слово НИКТО стоит после ряда однородных членов предложения НИ БРАТ, НИ СЕСТРА, НИ ОТЕЦ.

2) Памятник ― это узелок истории, знак взлетов и падений человека и человечества. ― Тире ставится между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными в именительном падеже. Кроме того, подсказкой тире является и частица ЭТО.

5) Удел учителя ― трудиться годы и годы, чтобы увидеть плоды своего труда в характере повзрослевшего ученика. ― Подлежащее и сказуемое выражены сочетанием существительного в именительном падеже и инфинитива.

3) Дитя словно тесто: каким замесили, таким оно и будет. ― Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, не ставится, так как между ними есть сравнительная частица СЛОВНО.

4) Достижение высших потребностей есть цель человека. ― Тире не ставится между подлежащим достижение и сказуемым цель, выраженными существительными, потому что присутствует глагольная связка ЕСТЬ.

А13. Какие предложения соответствуют данной схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены).  Задание проверяет умение различать причастия и деепричастия, правильно находить границы причастного оборота, уметь обособлять его при необходимости.

[ …сущ., /причастный оборот/, …]

1) Старинные картины развешанные по стенам казались в желтом свете

 какими-то отдаленными и смутными.

2) Егерь догонял по следу подстреленного мною лося.

3) Даже опытные охотники  забывая это правило  теряют добычу.

4) Мой дядя  всю жизнь начинавший свой рабочий день вместе с природою и в старости продолжал трудиться.

5) На зеленом берегу  поросшем сочной травой  мы сделали привал.

!!!! При выполнении данного задания нужно учитывать, что причастный оборот в схеме не заканчивает предложение, после него ещё продолжается предложение.

Правильные ответы:

1) Старинные картины, развешанные по стенам, казались в желтом свете

 какими-то отдаленными и смутными. ― Развешанные (что сделанные? какие?) причастие с зависимыми словами по стенам, то есть причастный оборот. Главное словом существительным к нему – картины ― стоит перед оборотом, поэтому оборот требует обособления.

 4) Мой дядя, всю жизнь начинавший свой рабочий день вместе с природою, и в старости продолжал трудиться. ― Начинавший ( что делавший? какой?) причастие. Есть зависимые слова начинавший (что?) свой рабочий день, то есть это причастный оборот. Главное слово-существительное ДЯДЯ стоит перед оборотом, значит, подлежит обособлению.

5) На зеленом берегу, поросшем сочной травой, мы сделали привал. – Поросшем

 (что сделавшем? каком?) причастие. Образует причастный оборот поросшем (чем?) сочной травой. Главное слово-существительное БЕРЕГУ стоит перед оборотом, поэтому причастный оборот обособляем.

 

Егерь догонял по следу подстреленного мною лося. ― Подстреленного (что сделанного? какого?) ― причастие, образует причастный оборот подстреленного (кем?) мною. Главное слово ― существительное ЛОСЯ ― стоит после оборота, поэтому не требует обособления.

Даже опытные охотники, забывая это правило, теряют добычу. ― Забывая (что делая?) деепричастие. Данный пример к условию не подходит.

А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова  (словосочетания) являются вводными (знаки препинания не расставлены).

1) Разговор  разумеется будет долгим.

2) Наш приход был очень кстати.

3) Солнце и кажется само небо прятались за скалами.

4) Возможно тебе дадут другое задание.

5) Ветви елей тянутся к вам как будто хотят оставить на память лёгкую царапину.

Правильные ответы:

1) Разговор, разумеется, будет долгим. – К слову РАЗУМЕЕТСЯ нельзя поставить вопрос от других слов в предложении, оно вносит в предложение оттенок уверенности в говорящем, поэтому является вводным и обособляется.

3) Солнце и, кажется, само небо прятались за скалами.- КАЖЕТСЯ выражает значение неуверенности, к нему нельзя поставить вопрос от других слов в предложении.

4) Возможно, тебе дадут другое задание.- ВОЗМОЖНО выражает значение неуверенности,  к нему нельзя поставить вопрос от других слов в предложении.

Наш приход был очень кстати. – Наречие КСТАТИ здесь является членом предложения (сказуемым), к нему можно задать вопрос от других слов в предложении, значит, вводным словом быть никак не может.

Ветви елей тянутся к вам, как будто хотят оставить на память лёгкую царапину. – КАК БУДТО никогда не выступает в роди вводного слова.

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях (знаки препинания при однородных членах предложения):

1) Сейчас во многих странах завтрак_ или обед немыслим без стакана апельсинового_ либо грейпфрутового сока_ или напитка на их основе.

2) Накануне праздничного вечера мама отгладила для Артема пиджак_ и брюки _и дала ему новую рубашку.

3) Мы и исследования провели_ и написали отчет_ и оформили документы_ и теперь вы можете дать нам отпуск.

4) Постоянство в отношениях_ и взглядах, чувствах_ и привычках было главным его жизненным принципом.

5) Я помню осинник  зябкий_ да речушку узкую_ да синий бор_да жёлтые поля.

Правильные ответы:

3) Мы и исследования провели, и написали отчет, и оформили документы, и теперь вы можете дать нам отпуск.

В предложении две грамматические основы: мы и провели исследования, и написали отчет, оформили; вы можете дать.

Третий союз И соединил части сложносочиненного предложения, в котором нет общего дополнения, обстоятельства, вводного слова или частицы, поэтому перед ним ставим запятую.

Первый и второй союз И соединил однородные сказуемым и является повторяющимся. При повторяющихся союзах запятые ставим по принципу "после каждого однородного, кроме последнего". Поэтому запятая есть и после слова ПРОВЕЛИ, и после ОТЧЕТ.

5) Я помню осинник  зябкий, да речушку узкую, да синий бор, да жёлтые поля.

Предложение простое (я помню). Союз ДА употреблен в значении И и является повторяющимся, поэтому запятые по принципу " после каждого из однородных, кроме последнего". Запятые ставим на месте всех пропусков.

 

 Сейчас во многих странах завтрак или обед немыслим без стакана апельсинового либо грейпфрутового сока или напитка на их основе.

Ищем грамматическую основу: завтрак или обед немыслим. Предложение простое, однородные подлежащие соединены одиночным союзом ИЛИ, поэтому запятую здесь не ставим. Союз ЛИБО соединил однородные определения АПЕЛЬСИНОВОГО или ГРЕЙПФРУТОВОГО и тоже употреблен один раз, поэтому знак не ставим. Второй союз ИЛИ тоже употреблён один раз для соединения однородных дополнений. Таким образом, в предложении нет ни одной запятой.

Накануне праздничного вечера мама отгладила для Артема пиджак и брюки и дала ему новую рубашку.

Грамматическая основа предложения мама отгладила и дала. Предложение простое. Однородные сказуемым соединены одиночным союзом И, запятую в таком случае не ставим. Второй союз И употреблен тоже как одиночный в ряду однородных дополнений пиджак и брюки. Запятую не ставим.

 Постоянство в отношениях и взглядах, чувствах и привычках было главным его жизненным принципом.

Предложение простое (постоянство было принципом). Союзы И соединили однородные дополнения парами, поэтому запятая нужна не перед союзами, а между парами однородных дополнений.

А16. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях (знаки препинания в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях):

1)      Лапы ели так густы, что, когда Тедди забрался под них, он почти уснул.

2)      Счастливый случай помогает тому кто делает всё, чтобы его не упустить.

3)      Наконец-то во дворе зазеленели палисадники, да акации расцвели.

4)      Трава полна прозрачных слёз, и гром вдали гремит раскатом.

5)      Пете даже показалось, что всё вокруг потемнело и солнце скрылось в грозовой туче, хотя на самом деле безоблачный полдень продолжал сиять в предгорьях Карпат.

Правильные ответы:

1)      Лапы ели так густы, что, когда Тедди забрался под них, он почти уснул.

Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением частей, где рядом оказывается два подчинительных союза ЧТО/КОГДА.  Находим границы частей. Первая часть – «Лапы ели так густы»; вторая часть – «что он почти уснул»; третья – когда Тедди забрался под них». Предложение построено по принципу «матрёшка», то есть одна придаточная внутри другой.  При помощи запятой сразу разделяем 1 и 2 часть:  «густы, что…», затем закрываем запятой третью часть:  «под них, он…». На границе третьей части нет  второй части союза, то есть слов НО, КАК, ТО, ТАК, поэтому между союзами ЧТО/КОГДА нужна запятая.

4)Трава полна прозрачных слёз, и гром вдали гремит раскатом.

Сложноподчинённое предложение с союзом И требует постановки запятой перед союзом И, потому что нет общего обстоятельства или дополнения, общей частицы или вводного, которые чаще стоят в начале предложения.

5) Пете даже показалось, что всё вокруг потемнело и солнце скрылось в грозовой туче, хотя на самом деле безоблачный полдень продолжал сиять в предгорьях Карпат.

Сложноподчинённое предложение с комбинированным подчинением, состоящее из  4 частей: 1 часть – «Пете даже показалось»; 2 часть – «что всё вокруг потемнело»; 3 часть – «солнце скрылось в грозовой туче»; 4 часть – «хотя на самом деле безоблачный полдень продолжал сиять в предгорьях Карпат».

Часть 2 и 3 однородные придаточные изъяснительные, поэтому перед одиночным  союзом  И запятая не ставится, как и при однородных членах предложения.  На границе 1 и 2 части запятую ставим (показалось, что…), на границе 3 и 4 частей тоже ставим запятую (в грозовой туче, хотя…).

 

Счастливый случай помогает тому кто делает всё, чтобы его не упустить.

Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением, состоящее из 3 частей. Границы частей помогают определить союзы КТО и ЧТОБЫ. Таким образом, первая часть – «Счастливый случай помогает тому»; вторая часть – « кто делает всё»; третья часть – « чтобы его не упустить». На границе частей сложного предложения надо поставить запятые. В примере пропущена запятая, разделяющая первую и вторую часть «тому, кто…».

 

Наконец-то во дворе зазеленели палисадники, да акации расцвели.

Союз ДА, употреблённый для связи частей сложносочинённого предложения, равен по значению союзу И. Запятая перед ДА не нужна, потому что в начале сложносочинённогопредложения есть общее обстоятельсво НАКОНЕЦ-ТО во дворе зазеленели палисадники и НАКОНЕЦ-ТО акации расцвели.

 

А 17. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части.

Если вторая часть сложного бессоюзного предложения содержит причину, то на месте стыка частей мы можем поставить союз ПОТОМУ ЧТО.

1)      Дунул ветер_ всё дрогнуло, ожило и засмеялось.

2)      На другой день проснулся, смотрю:_дед ходит  по баштану как ни в чём не бывало и прикрывает лопухом арбузы.

3)      Трав и цветов мало в большом лесу:_постоянная тень неблагоприятна для растительности.

4)      Идти здесь было очень трудно_ мелкий камень осыпи под ногами рассыпался и полз.

5)      Биться в одиночку _жизни не перевернуть.

Правильные ответы:

3)Трав и цветов мало в большом лесу (потому что, причина): постоянная тень неблагоприятна для растительности.

4)Идти здесь было очень трудно (потому что, причина): мелкий камень осыпи под ногами рассыпался и полз.

 

(Если, условие) Биться в одиночку – жизни не перевернуть.

Дунул ветер (поэтому, вывод) – всё дрогнуло, ожило и засмеялось.

На другой день проснулся, смотрю (и вижу, изъяснение, дополнение): дед ходит  по баштану как ни в чём не бывало и прикрывает лопухом арбузы.

 

А 18. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи.

1)      Я крикнул в телефонную трубку: «Бабушка не может подойти!»

2)      «Вы случайно не покупаете лошадей? – спросил Семёнов, но, заметив грозный взгляд жены, прибавил:- Извините, это я так».

3)      -Думайте сами, ― сурово сдвинула брови секретарша: ― От вас не диктант требуется написать, а заявление!

          4)   По словам одного из философов: «перестав быть спорной, мысль перестаёт бть интересной».

          5) Учительница посмотрела на нас и вдруг спросила:

   ― Ребята, а кто из вас был в этом музее?

   ― Я,- ответил Пашка.

Правильные ответы:

1)      Я крикнул в телефонную трубку: «Бабушка не может подойти!»

2)      «Вы случайно не покупаете лошадей? – спросил Семёнов, но, заметив грозный взгляд жены, прибавил:- Извините, это я так».

Прямая речь разорвана словами автора, которые содержат два глагола говорения: СПРОСИЛ и ПРИБАВИЛ.  При таком построении прямой речи после слов автора ставится двоеточие, потом тире и слова автора пишутся с большой буквы.

  5) Учительница посмотрела на нас и вдруг спросила:

   ― Ребята, а кто из вас был в этом музее?

   ― Я,- ответил Пашка.

Каждая реплика диалога пишется с красной строки. Знаки, разделяющие прямую речь и слова автора, аналогичны обычному предложению с прямой речью.

-Думайте сами, ― сурово сдвинула брови секретарша: ― От вас не диктант требуется написать, а заявление!

Если слова автора разрывают прямую речь, но глагол говорения в них лишь один, после слов автора может ставиться точка (если предложения прямой речи самостоятельны) или запятая (если части прямой речи представляют собой разорванное предложение), а затем ставится тире.

Правильный вариант оформления этого предложения:

-Думайте сами, ― сурово сдвинула брови секретарша. ― От вас не диктант требуется написать, а заявление!

Или

-Думайте сами, ― сурово сдвинула брови секретарша, ― от вас не диктант требуется написать, а заявление!

По словам одного из философов: «перестав быть спорной, мысль перестаёт бть интересной».

                Цитата вводится при помощи вводной конструкции, что требует использования запятой, а не двоеточия.

Правильный вариант оформления предложения:

По словам одного из философов, «перестав быть спорной, мысль перестаёт бть интересной».

А 19. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях (запятая перед КАК):

1)      Вся история Европы в 19 веке есть не что иное_ как история разочарования в рационалистических идеалах 18 века.

2)      Машина встала_ как вкопанная.

3)      Что вы скажете о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг_ как ходят на службу?

4)      Это состояние было_ как обморок.

5)      Роман был задуман Пушкиным_ как широкая историческая картина.

 

Правильные ответы:

1)      Вся история Европы в 19 веке есть не что иное, как история разочарования в рационалистических идеалах 18 века.

В выражениях НЕ КТО ИНОЙ(ДРУГОЙ)… КАК, НЕ ЧТО ИНОЕ(другое)… КАК оборот с КАК обособляется.

3)      Что вы скажете о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, как ходят на службу?

КАК присоединяет новую часть сложноподчинённого предложения, в которой есть самостоятельная основа ХОДЯТ, поэтому запятая ставится.

 

Это состояние было как обморок.

Оборот с КАК входит в состав сказуемого состояние (подлежащее) было как обморок (сказуемое). В таком случае запятая не ставится.

Роман был задуман Пушкиным как широкая историческая картина.

Как имеет значение «в качестве», в таком значении как обычно «приклеивается»  к сказуемому: задуман как (в качестве) широкая историческая панорама.

   А 20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую.

Весь день на улице пекло 1_  и 2_ хотя солнце уже стояло в нескольких метрах от горизонта, было очевидно 3_ нестерпимый зной 4_ уничтожаяпоследние капли влаги 5_ не спадёт и к вечеру.

Правильные ответы: 1, 2,4,5

1-      Запятая разделяет части сложносочинённого предложения, части которого не имеют оющего дополения, обстоятельства, частицы, вводного слова.

2-      Запятая на стыке двух союзов, потому что после придаточной части «хотя солнце уже стояло в нескольких метрах от горизонта» нет продолжения союза, то есть слов НО, КАК, ТО, ТАК.

3-      Двоеточие на стыке бессоюзного предложения со значением изъяснения: «было очевидно (что): зной не спадёт и к вечеру»

4, 5 – Обособляем деепричастный оборот.

А 21. Укажите синонимы к фразеологизму за тридевять земель.

Синонимы – слова, близкие по значению. Устанавливаем значение данного фразеологизма: за тридевять земель = далеко.

Правильные ответы: 1, 3,5.

1)      На краю света = далеко

2)      Света белого не видеть = быть подавленным, угнетённым

3)      У чёрта на куличках = далеко

4)      Куда ни поверти =всюду

5)      Куда Макар телят не гонял = далеко.

А 22. Укажите, какие словообразовательные цепочки составлены правильно.

При выполнении этого задания важно правильно определять, от чего образовалось каждое последующее слово. Делаем это на основе лексического значения слова.

1)      Мрак ― мрачнеть-помрачнеть

2)      Ночь – ночевать – переночевать.

3)      Паковать – упаковать – упаковка.

4)      Слеза ― слезинка- слезиться.

5)      Пломба – пломбировать ― пломбирование.

 

Правильные ответы:

2)      Ночь – ночевать – переночевать.

Переночевать – это закончить ночевать.

Ночевать – это провести ночь.

3)      Паковать – упаковать – упаковка.

Упаковка – это для того, чтобы упаковать.

Упаковать – это закончить паковать.

 5)Пломба – пломбировать ― пломбирование.

Пломбировать – это значит что-то пломбировать.

Пломбировать – это ставить пломбу.

Мрак ― мрачнеть-помрачнеть

Помрачнеть – это мрачнеть до упора.

Мрачнеть – это быть мрачным.

Мрачный – это окружённый мраком.

Соответственно цепочка составлена неправильно: пропущено слово мрачный

Слеза ― слезинка- слезиться.

Слезиться  от слезить.

Слезить – это пускать слезу.

Правильная цепочка: слеза-слезить-слезиться.

А23. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении имени существительному: 

Валя никак не могла запомнить его имя.

Правильные ответы: 1, 3, 5.

1) среднего рода ответ правильный. Имя ― оно моё.

2) второго склонения ― ответ неправильный. Существительные, оканчивающиеся на -мя в единственном числе именительного падежа, и существительные ПУТЬ, ДИТЯ относятся к разносклоняемым.

3) в форме единственного числа ― ответ правильный. Имя одно.

4) в форме именительного падежа ― ответ неправильный. Именительный падеж существительного используется в подлежащем, сказуемом и обращении.

5) в форме винительного падежа ― ответ правильный. Запомнить (кого? что?) имя.

А24. Верными являются утверждения:

1) В русском языке есть разноспрягаемые глаголы.

2) От глаголов несовершенного вида нельзя образовать деепричастия совершенного вида.

3) НАГИНАЮСЬ,НАГИНАТЬСЯ ― это правильно образованные формы глагола НАГИБАТЬСЯ.

4) В предложении ДАША ПОПРОСИЛА ЕГО ОБЪЯСНИТЬ ЗАДАЧУ инфинитив является частью составного глагольного сказуемого .

5) В глагольных формах ПРЕДЛОЖИТЬ, ПРЕДЛОЖИВ ударение падает на последний слог.

Правильные ответы:

1) Да, в русском языке глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ являются разноспрягаемыми;

2) Да, глаголы совершенного вида образуют формы деепричастия совершенного вида, а глаголы несовершенного вида образуют формы деепричастия несовершенного вида.

5) В глагольных формах ПРЕДЛОЖИТЬ, ПРЕДЛОЖИВ ударение падает на последний слог. ― Да.

3) Правильно будет НАГИБАЮСЬ, НАГИБАТЬСЯ;

4) Инфинитив здесь дополнение, потому что действие глагола ПОПРОСИЛА и инфинитива ОБЪЯСНИТЬ относится к разным лицам: попросила Даша, а объяснять будет он. Поэтому попросила ( о чем?) объяснить ( дополнение).

А25. Речевые нормы нарушены в предложениях:

1) Я хочу получить в банке инвестицию на образование.

2) Молодожёнам предоставили двухкомнатную квартиру.

3) Во втором действии комедии действия развиваются интересно и динамично. –

4) Ежегодно на исследования в области альтернативной энергетики правительством выделяются огромные суммы.

5) В этом деле положительную роль имеет согласие всего коллектива.

Правильные ответы:

1) В предложении слово ИНВЕСТИЦИЯ употреблено неправильно. Инвестиция ― это вложение денег, а здесь имеется в виду ссуда или кредит.

3) Ошибка в том, что в предложении употреблены формы одного и того же слова – ДЕЙСТВИИ /ДЕЙСТВИЯ.

5) В этом деле положительную роль имеет согласие всего коллектива.

В предложении нарушена допустимая сочетаемость слов: надо употреблять либо ИГРАЕТ РОЛЬ, либо ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ.

А26. Синтаксические нормы нарушены в предложениях (нужно провериьть правильность построения словосочетаний или предложений).

1)Поддерживаемая дисциплина учениками во время урока – залог их успешной учёбы.

2) Мы поинтересуемся и договорился в встрече.

3) Скоро ты сам сможешь убедиться в своей правоте.

4) Поселившись в деревне, мы с женой посадили  перед  домом множество цветов.

5) Я шепотом спросил, что не стоило ли нам сначала представиться.

Ошибки допущены в 1,2,5 заданиях.

В 1 предложении нарушены границы причастного оборота: главное слово ДИСЦИПЛИНА оказалось внутри оборота. Правильный вариант: "Поддерживаемая учениками во время урока дисциплина ― залог их успешной учёбы" или " Дисциплина, поддерживаемая учениками во время урока, ― залог их успешной учебы".

Во 2 предложении ошибка в употреблении слов в ряду однородных членов предложения. Слова ПОИНТЕРЕСУЕМСЯ и ДОГОВОРИМСЯ управляют разными падежами, поэтому нужно, чтобы после каждого из слов стояло зависимое от него слово, пропускать его нельзя. Правильный вариант: «Мы поинтересуемся (чем?) деталями и договорился (о чём?) о месте встречи».

В 5 предложении смешаны прямая и косвенная речь. Правильный вариант: "Я шёпотом спросил: " Не стоило ли нам сначала представиться?"

Текст к заданиям А27-А30 и В1-В4

  (1)Однажды в нашей таёжной деревушке сильная гроза повалила огородные заборы и подгнившие телефонные столбы, посрывала кое-где крыши, повыворачивала давно состарившиеся берёзы и тополя.

 (2) Пробегая утром мимо школы, я услышал тревожный писк и увидел на краю карниза ласточек, суетящихся у разорённого вчерашней грозой гнезда.

 (3) Ветром оторвало от него больше половины, из оставшейся треснувшей части гнезда выглядывали три ещё желторотых птенца; их родители цеплялись за стенки сарая рядом и, щебеча, будто плача над неутешным горем, просили о помощи.

4) Казалось, что остатки гнезда вот-вот отвалятся.

(5) А другие ласточки поочерёдно подлетали к пострадавшему гнезду, зависали на трепещущих крыльях, словно обдумывая, что предпринять, и отлетали.

6) Возвращаясь около полудня, я заметил, что ласточки ремонтируют гнездо «всем миром».

(7) Трещина уже была аккуратно заделана ― её можно было заметить лишь по тёмной полосе сырой ещё глины, но ласточки с комочками строительного материала в клювах всё подлетали одна за другой.

(8) Вскоре гнездо было полностью восстановлено, и ласточки улетели к реке.

(9) Они носились над водной гладью, то касаясь её брюшком, то взмывая под небеса.

(10) А я стоял и думал: как дружны эти милые птицы!

А27. Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте. 


Правильные ответы 2, 3, 4. 
2) Последствия сильной грозы: «Однажды в нашей таёжной деревушке сильная гроза повалила огородные заборы и подгнившие телефонные столбы, посрывала кое-где крыши, повыворачивала давно состарившиеся берёзы и тополя». 
3) Разорённое грозой гнездо: «Пробегая утром мимо школы, я услышал тревожный писк и увидел на краю карниза ласточек, суетящихся у разорённого вчерашней грозой гнезда. Ветром оторвало от него больше половины, из оставшейся треснувшей части гнезда выглядывали три ещё желторотых птенца; их родители цеплялись за стенки сарая рядом и, щебеча, будто плача над неутешным горем, просили о помощи». 
4) Ремонт гнезда: «…ласточки ремонтируют гнездо «всем миром». Трещина уже была аккуратно заделана ― её можно было заметить лишь по тёмной полосе сырой ещё глины, но ласточки с комочками строительного материала в клювах всё подлетали одна за другой».

А28.  Правильные ответы: 2, 4

2) стиль речи художественный, так как нам представлена образная картина происходящего. Нет задачи дать точное понятие, как в научном стиле.

4) Тип речи ― повествование (последовательно передаётся ход действий) с элементами описания (описывается разорённое гнездо ласточек).

А29. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны 4 и 5 предложение.

   Казалось, что остатки гнезда вот-вот отвалятся. А другие ласточки поочерёдно подлетали к пострадавшему гнезду, зависели на трепещущих крыльях, словно обдумывая, что предпринять.

Правильные ответы: 1) 3).

Для соединения предложений используется союз  А, который расположен в начале предложения 5, и лексический повтор (слово ГНЕЗДО используется обоих предложениях).

А30. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному во 2 предложении текста.

Значение слова раскрывается в контексте, поэтому смотрим, с какими словами сочетается предложенное слово: тревожный писк:

1) употреблено в значении "исполненный волнения, тревоги";

2) синоним ― беспокойный.

ЧАСТЬ В

В1. Найдите во 2 предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Оглушение ищем для звуков, парных по глупости звонкости: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с, ж/ш. Ищем долина конце слов, либо на стыке двух разных по качеству звуков согласных: сначала стоит звонкий, потом ― глухой. Искомое слово ВЧерашней: глухой Ч оглушает стоящий перед ним звонкий В, меняя его в произношении на Ф. Записываем слово в бланк ответов в том виде, в каком употрелено в предложении: вчерашней.

В2. Найдите в 1 предложении текста качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Качественное прилагательное СИЛЬНАЯ, так как это признак, который может проявляться в большей или меньшей степени (сильный, сильнее, сильнейший), к нему можно подставить слово ОЧЕНЬ. Выписываем слово в область ответов в том виде, в каком оно употреблено в предложении: сильная.

В3. Найдите в 9 предложении словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Согласование ― такой вид связив словосочетании, когда зависимое слово согласуется (совпадает) с главным в роде, числе, падеже. То есть зависимым словом в таком словосочетании выступает прилагательное, полное причастие, порядковое числительное или местоимением прилагательное.

Это словосочетание над гладью (какой?) водной. Искомое слово ― водной.

В4. Определитель, каким членом предложения является слово, выделенное в 10 предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.  

Дружны ― краткое прилагательное ( каковы?). Основная синтаксическая роль кратких прилагательных ― сказуемое составное именное, реже ― определение.

Ищем грамматическую основу предложения: я стоял и думал, птицы дружны. Таким образом, в предложении краткое прилагательное выполняет свою основую роль ― сказуемое.

В5. В данном ниже предложении допущена орфографическая ошибка. Найдите слово с ошибкой и запишите его в область ответов в исправленном виде ( в той форме, в которой он употреблено в тексте).

Подобно большому художнику, природа не растрачивает своих чудесных красок на какую- нибудь одну картину, чтобы затем бесконечно повторять себя; все её картины отличаются целосностью и неповторимостью.

Правильно писать ЦЕЛОСТНОСТЬ. Проверяем  " сохранить в целости".

Испавляем ошибку и пишем  в область ответов, сохраняя падёж, употребленный в предложении: ЦЕЛОСТНОСТЬЮ.

В6. В данном ниже предложении допущено нарушение морфологической нормы. Найдите слово сошибкой и запишите его, исправив, в нужной форме в область ответов.

Размер этого фрукта колеблется от ста до шестиста граммов.

Нарушена правильность употребления падежных окончаний числительного.

Шестьсот сложное числительное, где каждый корень склоняетсяотдельно. ШЕСТЬ склоняется как КОСТЬ, а СОТ как НОТЫ. Получаем до кости, до нот. Такие же окончания получаем в числительном шестьсот. ШЕСТИСОТ.

В7. Определила морфемный состав слов и установите соответствие между столбцами таблицы.

Правильный ответ:  А5Б3В4Г2

А. Перегораживающий  ― это причастие, значит, у него есть окончание (-ИЙ) и формообразовательный суффикс (-ЮЩ-). Дальше разворачиваем слово образовательную цепочку через лексическое значение слова: перегораживать ― перегородить  ― городить. Таким образа,выделяемых приставку ПЕРЕ-, корень ГОРАЖ ( чередование д/ж), суффикс -ИВА-.

Получили следующий состав слова: приставка +корень + суффикс+суффикс+окончание.

Б. По-честному ― наречие. Значит, у слова нет окончания, как и всех наречий. Наречие не употреблено в степени сравнения, так что у него не может быть формообразовательных суффиксов.

Смотрим лексическое значение слова. По-честному ― значит "честный поступок"; честный ― " имеющий честь".

При сравнении получаем следующий состав слова: приставка ПО+ корень ЧЕСТ+суффикс Н+ суффикс -ОМУ.

В. Отголосок ― существительное склоняемое ( отголосками,отголоску), значит, есть окончание (нулевое). Отголосок ― это часть ГОЛОСА. Значит, слово имеет состав приставка ОТ+ корень ГОЛОС + суффикс ОК+окончание нулевое.

Г. Сладостный ― прилагательное, склоняемое. Значит, есть окончание -ЫЙ. Употреблено не в степени сравнения, следовательно,нет формообразовательных суффиксов. Сладостный -"имеющий сладость". Сладость от "сладкий". Состав слова: корень СЛАД+ суффикс ОСТ+ суффикс Н+ окончание -ЫЙ.

       В8. Определите, сколько Н пишется на месте пропуска, и установите соответствие между  столбцами таблицы.

Правильный ответ: А4Б3В1Г1

А. Предъявленное обвинение жестоко и необоснова..о.

Б. Татьяна Васильевна разочарова…о смотрела на своих учеников.

В. Озеро было скова…о льдом.

Г. За всё было давно уже заплаче…о.

 

1.      Одна буква Н пишется в краткой форме страдательного причастия.

2.      Одна буква Н пишется в наречии, образованном от прилагательного с ождной буквой Н.

3.      Две буквы Н пишутся в наречии, образованном  от прилагательного с двумя буквами Н.

4.      Две буквы Н пишутся в краткой форме прилагательного, полная форма которого имеет две буквы Н.

5.      Одна буква Н пишется в краткой форме прилагательного, полная форма которого имеет одну букву Н.

 

А    НЕОБОСНОВАННО – краткое прилагательное, потому что образует однородный ряд  с прилагательным ЖЕСТОКО. В кратком прилагательном пишется столько же Н, сколько и в полном форме. Полная форма НЕОБОСНОВАННЫЙ – отглагольное прилагательное, которое заканчивается на –ОВАННЫЙ, поэтому и пишем две Н.

Б    РАЗОЧАРОВАННО – наречие. Смотрела (как?) разочарованно. Восстанавливаем прилагательное, от которого образовалось наречие.  РАЗОЧАРОВАННЫЙ – отглагольное прилагательное, заканчивается на – ОВАННЫЙ значит, пишем две Н.

В    СКОВАНО – краткое причастие, потому что можно заменить его глаголом, от которого онон образовалось: Лёд сковал озеро.  В кратких причастиях пишется одна Н.

Г     ЗАПЛАЧЕНО- краткое причастие. Можно легко восстановить глагол на месте этого причастия: За всё уже давно заплатили. В кратких причастиях пишется одна Н.

В9. Установи соответствие между выделенными словами и их характеристикой.

Правильный ответ: А2Б1В3Г4

А. Договорившись насчёт завтрашнего дня, они расстались.

Б. Лиля посмотрела на Никиту и вдруг улыбнулась.

В. Только природа всегда совершенна и прекрасна.

Г. Все гадали, выпадет ли снег к Новому году.

1. наречие

2. предлог

3. частица

4. союз

5. местоимение

 

А    НАСЧЁТ предлог, потому что его нельзя выбросить из предложения, он «прилепливается» к существительному (насчёт дня) и его можно заменить более знакомым непроизводным предлогом О – договорившись о завтрашнем дне.

Б    ВДРУГ – наречие. Улыбнулась (как?) вдруг.

В    ТОЛЬКО в данном примере частица, хотя может выступать и как союз. Вариант союза исключаем, потому что союзы обязательно связывают либо однородные члены предложения, либо части сложного предложения. В предложении есть однородные сказуемые СОВЕРШЕННА И ПРЕКАСНА, но они связаны союзом И. Кроме того, слово ТОЛЬКО можно легко изъять из текста: Природа всегда совершенна и прекрасна.

Г   Ли может выстпать или в качестве частицы, или в качестве союза. В данном предложении это союз, потому что он соединил две части сложноподчинённого предложения: Все гадали (о чём?), выпадет ли снег к Новому году.

В10. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой.

Правильный ответ: А3Б5В4Г1

А. Мне давно хотелось найти такой уголок, где бы было всё: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды.

Б. Отзвенели капели, подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.

В. В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей листвы.

Г. Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори, таинственные ночи и тишина.

1. простое осложнённое педложение

2. сложносочинённое предложение

3. сложноподчинённое предложение

4. бессоюзное сложное предложение

5. сложное предложение с разными видами связи

 

А     1)Мне давно хотелось найти такой уголок, 2) где бы было всё: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды.

Как видно из разбора, в предложении две грамматические основы, значит, предложение сложное. От первой части предложения ко второй можно задать вопрос УГОЛОК (какой?), значит, предложение сложноподчинённое. Придаточная часть где бы было всё: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды присоединена к главной союзным словом ГДЕ.

Б     1) Отзвенели капели, 2) подсохла земля, и 3)грачи полетели на родные поля.

В предложении три грамматические основы. Значит, предложение сложное. Первая и вторая часть связаня бессоюзной связью. Вторая и третья часть ясвзаны при помощи союза И, то есть сочинительной связью.Таким образом, получаем сдложное предложение с разнями видами связи.

В    1) В весеннюю пору хорошо в лесу:2)  воздух особенно свеж, 3) повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей листвы.

В предложении три грамматические основы, значит, оно сложное. Смотрим на стык частей: первая и вторая связаны бессоюзной связью, вторая и третья тоже связаны бессоюзной связью.. Значит, перед нами сложное бессоюзное предложение.

Г     Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори, таинственные ночи и тишина.

В предложении одна грамматическая основа. Значит, предожение простое. В то же время в предложении есть  однородные подлежащие с обобщающим словом МНОГОЕ, поэтому предложение простое осложнённое.