Решение задач из ЦТ по математике за 2017 г.
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте https://vk.com/7grans и в Facebook https://www.facebook.com/7gran
Оставляйте вопросы и комментарии внизу под статьей
Вариант 1
Часть В
Задача В1.
Для начала каждого из предложений А–В подберите его окончание 1–6 так, чтобы получилось верное утверждение
Начало предложения | Окончание предложения |
А) Окружность с центром точке (-8; -2) и радиусом 4 задается уравнением: Б) Уравнение прямой, проходящей через точку (-8; 2) и параллельной прямой , имеет вид: В) График обратной пропорциональности, проходящей через точку , задается уравнением: | 1) xy = 2. 2) (x – 8)2 + (y – 2)2 = 4. 4) (x + 8)2 + (y + 2)2 = 16. 5) 4xy + 1 = 0. . |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1В4.
Решение.
А) Общее уравнение окружности имеет вид:
где (x0; y0) - координаты центра окружности, R – радиус окружности.
В нашем случае записываем:
Это соответствует варианту 4.
Б) У параллельных прямых угловые коэффициенты одинаковы, поэтому искомая прямая будет иметь уравнение вида:
Коэффициент b находим из условия прохождения прямой через точку (-8; 2):
Уравнение прямой имеет вид:
Это соответствует варианту 3.
В) Обратная пропорциональность – это функция вида:
где А – некоторый коэффициент.
Так как график обратной пропорциональности проходит через точку , то
Записываем уравнение обратной пропорциональности:
Это соответствует варианту 5.
Таким образом, в ответ следует записать А4Б3В5.
Ответ: А4Б3В5..
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В2. Конфеты в коробки упаковываются рядами, причем количество конфет в каждом ряду на 4 больше, чем количество рядов. Дизайн коробки изменили, при этом добавили 2 ряда, а в каждом ряду добавили по 1 конфете. В результате количество конфет в коробке увеличилось на 25. Сколько конфет упаковывалось в коробку первоначально?
Решение.
Пусть x – количество конфет в каждом ряду при первом способе упаковки. Тогда (x – 4) – количество рядов. Таким образом, при первом способе упаковки в коробке содержится количество конфет, равное x(x – 4).
При втором способе упаковки количество конфет в ряду стало равным (x + 1), а количество рядов - (x – 2). Новое количество конфет: (x + 1) (x – 2).
Зная, что количество конфет увеличилось на 25, можем составить уравнение:
Таким образом, изначально в каждом ряду содержится по 9 конфет, количество рядов равно 5, а значит, количество конфет в коробке равно 45.
Заметим, что задачу можно было решать, используя т.н. маржинальный подход, то есть учесть только добавленные конфеты:
Понять записанное уравнение позволяет рисунок, где добавленные конфеты символически отмечены бордовым цветом.
Ответ: 45.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В3. Известно, что при а, равном -2 и 4, значение выражения 4а3 + 3а2 – ab + с равно нулю. Найдите значение выражения b + c.
Решение.
Подставим в выражение данные значения а и запишем соответствующие уравнения:
После преобразований получаем систему линейных уравнений:
Решаем полученную систему, вычитая из первого уравнения второе:
Тогда
Ответ: -34.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В4. Найдите произведение корней (корень, если он единственный) уравнения
Решение.
Данное уравнение удобно решать с помощью замены:
Тогда
Получаем уравнение для t:
Отрицательный корень отбрасываем, так как .
Тогда
Дискриминант полученного квадратного уравнения равен 133 > 0, поэтому уравнение имеет два корня, произведение которых по теореме Виета равно -27. Это число и нужно записать в ответ.
Замечания.
1. Абитуриенты практически всегда понимают, что подобные уравнения нужно решать с помощью замены, однако, выбирают не самую эффективную замену. Например, в данному уравнении многие пытаются использовать замену вида t = x2 – 5x. Эта замена также приведёт к правильному ответу, но решение получится длиннее и будет связано с необходимость решать иррациональное уравнение.
2. Получив финальное квадратное уравнение, многие школьники пугаются того, что дискриминант в этом уравнении получается «некрасивым», то есть не является квадратом целого числа. Пугаться такой ситуации не нужно, так как теорема Виета помогает избежать операций с иррациональными корнями. Такие «ловушки» очень часто используются в заданиях ЦТ.
Ответ: -27.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В5. В параллелограмме с острым углом 45° точка пересечения диагоналей удалена от прямых, содержащих неравные стороны, на расстояния и 2. Найдите площадь параллелограмма.
Решение.
Пусть ABCD – заданный параллелограмм, где . Проведём в параллелограмме диагонали AC и BD. О – точка пересечения диагоналей.
Из точки О опустим на сторону AD перпендикуляр OE, а на сторону AB перпендикуляр OK. По условию OE = 2, .
Проведем также высоты BF к стороне AD и CG к стороне AB.
Нетрудно заметить, что длина OE составляет половину длины высоты BF. Действительно, OE || BF, так как оба отрезка перпендикулярны AD, и BO = OD, так как диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам. Значит, OE – средняя линия ∆BFD и BF = 2OE = 4.
Аналогично .
Теперь можем найти сторону BC как гипотенузу прямоугольного треугольника ∆CGВ:
Площадь параллелограмма равна:
Ответ: 56.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В6. Пусть x0 – наибольший корень уравнения , тогда значение выражения равно … .
Решение.
Преобразуем исходное уравнение:
Вводим замену:
Тогда
Получаем два уравнения для x:
Нас интересует больший корень, поэтому x0 = 29.
Тогда
Заметим, что можно было решать и немного по-другому, расписав
и введя замену log2x = t.. Суть решения от этого бы не изменилась.
Ответ: 56.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В7. Решите неравенство . В ответ запишите сумму целых решений, принадлежащих отрезку [-20; -2].
Решение.
Учтём, что .
Тогда неравенство принимает вид:
.
Так как основание , то исходное неравенство равносильно неравенству
Решаем полученное рациональное неравенство:
Применяем метод интервалов (см. рис.)
Записываем решение: .
На отрезке [-20; -2] лежат числа -7, -3, -2. Их сумма равна -12.
Ответ: -12.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В8. Найдите увеличенное в 9 раз произведение абсцисс точек пересечения прямой y = 12 и графика нечетной функции, которая определена на множестве и при x > 0 задается формулой .
Решение.
Нечётная функция – это такая функция, в которой при замене x на –x знак функции меняется на противоположный. Этот факт даёт нам возможность записать формулу для функции при x < 0:
Давайте проверим, что записанное выражение действительно задаёт нашу нечётную функцию при x < 0:
Найдем теперь точки пересечения графика этой функции с графиком функции y = 12. Для этого решим два уравнения:
1) При x > 0 имеем:
Найденное значение нам подходит, так как .
2) При x < 0 имеем:
Найденное значение нам подходит, так как .
Увеличенное в 9 раз произведение найденных значений равно:
Ответ: -143.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В9. Найдите площадь полной поверхности прямой треугольной призмы, описанной около шара, если площадь основания призмы равна 7,5.
Решение.
Пусть ABCA1B1C1 – заданная прямая треугольная призма, в которую вписан шар.
Пусть r – радиус шара, а P – периметр основания призмы. Так как шар вписан в призму то окружность большого круга шара вписывается в основание призмы, а значит, площадь основания призмы:
С другой стороны, высота призмы равна диаметру шара: H = 2r.
Площадь полной поверхности призмы:
Ответ: 45.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В10. Найдите произведение наибольшего целого решения на количество целых решений неравенства
Решение.
Введем замену переменной
Тогда неравенство примет вид:
Знаменатель дроби в левой части неравенства всегда положителен, так как t неотрицательна, поэтому можем умножить обе части неравенства на 6 + t:
Полученное неравенство решаем методом интервалов, учитывая неотрицательность t.
Таким образом,
В данный интервал входят следующие целые решения: 23, 24, 25. Их количество равно 3, а наибольшее из них равно 25, поэтому в ответ записываем
Ответ: 75
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В11. Первые члены арифметической и геометрической прогрессий одинаковы и равны 1, третьи члены также одинаковы, а вторые отличаются на 18. Найдите шестой член арифметической прогрессии, если все члены обеих прогрессий положительны.
Решение.
Пусть d – разность арифметической прогрессии, а q – знаменатель геометрической прогрессии.
Тогда три первых члена арифметической прогрессии:
1, 1 + d, 1 + 2d.
Три первых члена геометрической прогрессии:
1, q, q2.
По условию задачи третьи члены обеих прогрессий равны между собой:
Вторые члены отличаются на 18. В условии не указано, в какую сторону отличие, поэтому рассмотрим оба варианта:
Таким образом, задача сводится к решению системы:
Решим полученную систему:
Квадратное уравнение из второй системы корней не имеет, так как его дискриминант отрицательный. Значит, остаётся одна система уравнений:
Знаменатель геометрической прогрессии не может быть отрицательным, ведь по условию все члены обеих прогрессий должны быть положительны, а значит, если бы знаменатель был равен -5, то второй член геометрической прогрессии был бы также равен -5.
Таким образом, q = 7, d = 24.
Тогда шестой член арифметической прогрессии:
Ответ: 121.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
Задача В12. ABCDA1B1C1D1 – прямая четырехугольная призма, объем которой равен 960. Основанием призмы является параллелограмм ABCD. Точки M и N принадлежат ребрам A1D1 и С1D1 так, что A1M : A1D1 = 1 : 2, D1N : NC1 = 2 : 1. Отрезки A1N и B1M пересекаются в точке K. Найдите объем пирамиды SB1KNC1, если и B1S : SD = 3 : 1.
Решение.
Сделаем чертёж к условию задачи.
Обозначим стороны призмы как a, b, c, а угол при основании обозначим через α.
По условию задачи A1M : A1D1 = 1 : 2, поэтому в нашим обозначениях
Далее, так как D1N : NC1 = 2 : 1, то
Кроме того, так как B1S : SD = 3 : 1, то
.
Для вычисления объема пирамиды используем формулу:
где
Sосн – площадь основания пирамиды KNC1B1;
h – высота пирамиды.
Вычислим высоту пирамиды SE как расстояние от точки S до плоскости верхнего основания призмы.
Высота SE параллельна ребру DD1, так как оба этих отрезка перпендикулярны плоскости верхнего основания (призма прямая). Точка S лежит на диагонали B1D, значит, высота SE принадлежит диагональному сечению призмы.
Треугольники SEB1 и DD1B1 подобны по двум углам, значит
Вычислим теперь площадь основания пирамиды. Это основание представляет из себя неправильный четырёхугольник, поэтому удобнее вычислить площадь основания, вычитая из площади параллелограмма площади треугольников:
Выразим площади, входящих в равенство фигур через стороны параллелограмма и угол α:
Для нахождения площади треугольника A1KM сделаем дополнительное построение: из точки N проведем прямую, параллельную B1M до пересечения с продолжением стороны A1D1 в точке F.
Треугольник ∆D1NF подобен треугольнику ∆A1B1M по двум углам. Отсюда
Рассмотрим треугольник ∆A1NF.
Основание этого треугольника:
а высота:
Тогда площадь треугольника:
Треугольники ∆A1KM и ∆A1NF с коэффициентом подобия:
Тогда площадь ∆A1KM равна:
Тогда площадь основания пирамиды равна:
Объем пирамиды:
Но - это объем призмы. Тогда
Ответ: 115.
По всем вопросам, связанным с решением задачи, а также по вопросам репетиторства пишите автору, Антону Лебедеву.
- Как выучить английский с помощью ток-шоу?6 советов, которые помогут вам извлечь максимум пользы из ток-шоуКак выучить английский с помощью ток-шоу?
- 5 опасных заданий на ЦТ по химииЕсли вы готовитесь к ЦТ по химии, то знаете, как много теории нужно запомнить, чтобы понять решение задач.5 опасных заданий на ЦТ по химии